История фортепиано — начало
Итальянец Бартоломео Кристофори 4 мая 1655 г., Падуя – 27 января 1731 г., (Флоренция) поначалу занимался изготовлением клавесинов, а в 1709 г. Объявил, что изобрел инструмент с молоточковой механикой. Механика представляла собой устройство, в котором при ударе по клавише выскакивал молоточек и бил по струне. Такое туше позволяло изменять громкость инструмента.
Свое детище Кристофори назвал «Клавесином, играющим пьяно и форте» Пьяно означало слабый, тихий звук, форте звук сильный, громкий. В дальнейшем такие инструменты стали называть «Пианофорте» или «Фортепиано». Сейчас это слово известно всему миру.
Что отличало его от современного фортепиано?
Количество клавиш
У первых фортепиано звуковой диапазон вначале состоял из 5 октав (61 клавиша). В 1796 г. Он был расширен до 6 с половиной октав (78 клавиш). Во времена Бетховена, умершего в 1827 г. фортепиано имело от 5с половиной до 7 октав. К этому времени (1824 г.) внутреннее устройство фортепиано было усовершенствовано. Оно уже мало, чем отличалось от современного фортепиано и можно сказать, что диапазон в 7 октав был характерен для периода, когда творили Лист, Шопен, Шуман.
Струны
В первых фортепиано струны натягивали параллельно друг другу. В 1802г. Томас Лауд пришел к выводу, что если их сделать перекрещивающимися, то длинные струны можно будет натянуть и на небольшой площади, и что более эффективно достичь равновесия звука можно путем соответствующего размещения штегов. В 1845 г. Чиккалинг осуществил перекрещивание струн в двух плоскостях. В то время струны фортепиано изготовлялись из железной проволоки, а басовые из меди, сталь, для их изготовления, стали применять в 1830-50 гг.
Этапы развития фортепиано
Рама
По мере расширения звукового диапазона фортепиано и увеличения числа струн возрастала сила натяжения последних. Деревянной раме фортепиано стали необходимы металлические распорки. Больше того, выяснилось, что сохранять высоту звука можно лишь при условии, что рама будет металлической. В 1851 г. Чиккалинг продемонстрировал в Лондоне фортепьяно с литойметаллической рамой, а в 1859 году Стенуэй предложил двухслойную намотку струн. В ряду многих других изобретений это явилось блестящей вехой на пути к современному фортепиано.
Аликвот
Немец Блютнер придумал особое устройство аликвот. В среднем и верхнем регистрах к каждой из трех струн он добавил еще по одной. По ним молоточки не ударяли, но при ударе по игровым струнам резонировали и звучали вместе с основными. В этом заключался смысл добавочных «резонансовых» струн.
Педали
До появления педали пиано в некоторых инструментах ее функцию выполнял рычаг, который сдвигал механизм вправо. Устройство правой и левой педалей в нынешнем виде, было изобретено в 1781 и 1782 годах соответственно. В 1862г. Француз Монталь обнародовал в Лондоне свое открытие – задерживающую (среднюю) педаль «Sostenuto»
Механика в истории фортепиано
Механика берет свое начало с изобретения Кристофори. Как и само фортепиано, которое прежде чем обрести привычный для нас вид потребовало нелегкого труда и многочисленных исследований со стороны десятков и сотен замечательных мастеров, устройство механики в результате этого процесса тоже претерпела десятки изменений, как в принципах работы, так и во внешнем облике. К наиболее значительным из этих усовершенствований следует отнести создание в 1821г. Эраром репетиционного устройства.
С уважением, автор блога propiano.ru, Сергей.
Написать комментарий