Старинное фортепиано
Чаще всего под словом реставрация подразумевается восстановление внешнего вида старинных вещей. Реставрация фортепиано – это совершенно другой процесс. И внешний вид здесь имеет далеко не самое важное значение.
Основная работа, проделанная фортепианным мастером реставратором, скрыта от глаз. Фортепиано состоит из нескольких тысяч деталей, и большинство из них сделаны из дерева, и сукна (из металла, как правило, только рама, шурупы и ролики). Со временем дерево трескается, сукно ест моль, или оно просто ветшает. В результате инструмент в лучшем случае приобретает неприятный звук, в худшем настройка пианино или рояля вообще невозможна, и он полностью теряет свои музыкальные качества. Механизм фортепиано (он тоже в основном сделан из дерева) коробится, и изнашивается. Только попробуйте представить, какие нагрузки испытывал молоточек рояля более ста лет, бивший по струнам, одного этого достаточно, чтобы понять в каком состоянии инструменты поступают на реставрацию.
Современный инструмент
Как ни странно работать приходится не только с антикварными, но и достаточно молодыми экземплярами. Причин, по которым такие инструменты попадают к реставратору несколько:
1. Интенсивное использование.
В специализированных учебных заведениях фортепиано используется по 16 – 18 часов в сутки. Да и домашние инструменты профессиональных пианистов испытывают немалые нагрузки.
2. Неправильный уход за инструментом.
Нарушение правил хранения, режима влажности и редкие профилактические работы (бывает за всю жизнь инструмента, они не проводятся ни разу) сильно ускоряют естественное разрушение деревянных частей фортепиано. К слову непрофессиональная настройка после длительного простоя (более 5 лет) может усугубить состояние инструмента. Более подробно об этом в статье про штег.
3. Качество материала.
Качество и соблюдение технических норм обработки древесины, а так же качество других материалов: сукно, фильц и даже струнная проволока, сильно влияют на ресурс работоспособности. Именно по этому многие инструменты советского и пост советского времени выходят из строя намного раньше (по количеству лет эксплуатации), чем те, что сделаны за рубежом.
Именно потеря музыкальных качеств фортепиано независимо от того старое оно или новое, пианино, или рояль является его основной проблемой.
В их восстановлении и заключается основная работа реставратора фортепиано. Он должен сделать так, чтобы инструмент не только выглядел, но и звучал не хуже чем когда вышел с фабрики или из рук мастера его сделавшего.
В следующих статьях: Какие работы входят в настройку пианино
Сергей
Абсолютно согласен). Интересно иногда наблюдать за реакцией тех кто забирает свои инструменты после реставрации.)
Олесья Миллер
А кстати, после хорошей и качественной реставрации многие вещи становятся даже лучше прежнего